Случайно о фото

Цифровые изображения и их свойства

Давайте поговорим о разрешении изображений. А точнее - цифровых изображений. Термин "Разрешение" так часто и не всегда к месту используют, что создалась немалая путаница. Любит наука измерять, даже больше чем изучать. И разрешению придумали свою мерку. Да вот беда, мерок придумали далеко не одну. "Разрешением" называют настолько различные параметры изображений, что измеряют его теперь в dpi, ppi, lpi, и даже в MP (мегапикселах).

Подробнее ...

R/C: Случайная статья

Продолжаем строить гусеничного робота.
В первой части мы с вами подобрали и, надеюсь, заказали все необходимые детали. Кстати, недавно проверял, все детали Tamiya (гусеницы, площадки, мотор-редукторная коробка) были в наличии в Terraelectronica. Подороже, конечно, чем из Китая, но зато рядом.
Те, кто уже получил детали, наверняка уже собрали шасси.
Теперь займемся бортовой электроникой, видеоподсистемой и питанием.

Подробнее ...



R/C и Электроника
AVRDudeR — встраиваем avrdude в IDE Code::Blocks Печать E-mail
20.03.2012 14:33

AVRDudeR2.0.1.10 Скачать AVRDudeR

Arduino - хорошая платформа для самоделкиных вроде меня. Удобная, все в ней уже есть.

В чем проблема?

Программная часть мне далеко не всем нравится. Особенно ужасна Arduino IDE. Каждый файл открывается в новом окне, оставляя пустое запущенное окно IDE. И прочие мелкие глупости, которые привыкших к удобству Visual Studio, Borland/Embarcadero RAD IDE расстраивают и вызывают неудовольствие. К счастью, мы можем использовать любую IDE какая понравится. Для готовых проектов, которые только скомпилировать и прошить или собственных пробных поделок вполне годится тот огрызок Wiring, который компилируется Arduino IDE. Для удобства работы я использую Visual Micro Arduino - удобство Visual Studio, быстрая компиляция, прошивка стандартными средствами.

Arduino без Arduino IDE

Ступенькой выше стоит прямая работа с микроконтроллером, тут уж в вольны делать что захотите. Часто это удобнее чем разбираться в начинке библиотек Arduino. Но приходится использовать либо AVR Studio либо стороннюю IDE и компилятор от Atmel (благо, он совершенно бесплатный и входит в AVR Tools). Все бы хорошо, но про Arduino они ничего не знают и прошить ее не могут. И вот тут начинаются неудобства. Кому неинтересны детали, переходите сразу к делу, скачиваем и настраиваем :) AVR Studio неплохая среда, правда версия 4 довольно примитивная, а 5я тяжеловесна. Ни та ни другая кроме как через фирменный программатор прошивать не умеют. Засада. Я взял проект бутлоадера, который совместим с AVR Studio, притворяясь AVRISP программатором. Интерфейс же с ним в AVR Studio оказался далеко не самым удачным.

Что делать?

Code::Blocks IDE

Есть AVRDUDE - бесплатный прошивальщик, который работает почти со всеми программаторами для ATMEL микроконтроллеров. Но он консольный. Вроде бы не проблема, написал cmd или bat файл и все дела, запускай его после компиляции и всего делов. Но у меня, как, наверное, у многих, не одна плата. А каждая плата Arduino видится в системе как отдельный COM-порт. Каждый программатор тоже. В платах установлены разные микроконтроллеры (Atmega168P, Atmega328P). Не считая самодельных Arduino-совместимых плат или вообще с голым микроконтроллером и обвязкой. Каждый раз лазать в bat файл и править настройки под разные платы или переключаться в другое приложение чтобы его запустить для прошивки, чтобы проверить работу когда я поменял пару байт в коде, лично мне надоедает, да и ошибок возникает немало, так и контроллер убить недолго. Хуже того, с FTBB программатором работает только отдельная версия avrdude, пропатченная под него и ничего не знающая про arduino. А значит, если мы прошиваем через него, то нужно держать еще один bat файл. В Code::Blocks IDE, которая мне больше понравилась по возможностям форматирования и удобству работы с кодом, ситуация немногим лучше, разве что можно передавать внешней утилите параметры.

Автоматизация запуска avrdude с нужными параметрами

Мне эта ситуация надоела и я написал небольшую программку, которая получает в командной строке 2 параметра: - имя конфигурационного файла - имя файла прошивки Утилита сама запускает avrdude с параметрами, указанными в конфигурационном файле (просто файл с готовыми настройками для прошивания), дожидается прошивки и закрывается. Это позволяет прошивать проект в любой имеющийся микроконтроллер в процессе отладки в 2 клика прямо из Code::Blocks. Если запустить с одним параметром, прочитает соответствующий файл конфигурации, если с двумя, попытается автоматически залить прошивку из второго параметра.

Если заинтересовало, качаем AVRDudeR Встраивается в IDE очень просто (дольше рассказывать, чем сделать): Добавляем в меню Tools два пункта меню - для изменения настроек и для прошивки 

Для изменения настроек прописываем:

Для прошивки:

По сути в настройках прописаны: первый параметр - файл avrdude.ini, который мы сохраняем при настройке в папку проекта, второй параметр - имя файла прошивки. Процесс настройки выглядит так:

  • Подключаем программатор или плату Arduino с которой будем работать, чтобы в системе появился нужный COM порт.
  • Запускаем Tools->R AVRduder: Setup, выбираем настройки и сохраняем файл с настройками в каталоге своего проекта под именем avrduder.ini (или то, которое указали в настройках). Закрываем утилитку
Теперь скомпилировав проект, выбираем в меню Tools->R AVRDudeR: Flash и готово. Обе версии avrdude уже лежат в архиве, ничего настраивать и прописывать в AVRDudeR не нужно.

Немного о настройках:

MCU - микроконтроллер (понятное имя и код для командной строки avrdude программа берет из mcu.lst) Programmer - программатор. FTBB, Arduino с соответствующей прошивкой в качестве ISP программатора (ArduinoISP), или подключенная напрямую Arduino. (Текст пунктов меню и коды для строки программатора в файле programmers.lst) Port: ну собственно COM порт программатора или Arduino (поэтому нужно чтобы плата была подключена во время настройки). Baud rate: скорость порта. Для Arduino до UNO - 57600, UNO - 115200. В вашем загрузчике сами знаете какую настроили, а для FTBB режима этот параметр игнорируется. Dude type: как раз тут и выбираем какой avrdude - обычный или для FTBB программатора использовать. Галка Show Result - открыть при прошивке окно, в котором виден процесс прошивки, если вам неинтересно и вы уверены что все работает верно, не ставьте ее, программа просто выведет сообщение, когда avrdude закончит работу и сама закроется.

Саму программу можно использовать для заливки прошивки напрямую, не встраивая. просто дважды щелкаем в поле Firmware, выбираем файл прошивки (или просто вставляем путь к файлу руками) и жмем Flash Firmware. Файл конфигурации работает и в этом случае. Если сменился контроллер или подключили в другой порт, через другой программатор, просто выбираем Tools->R AVRDuder: Setup и открывается файл с настройками этого проекта (или настройками по умолчанию, если в папке с проектом avrduder.ini отсутствует). Меняем порт или программатор, контроллер или что там у нас поменялось и сохраняем обратно avrduder.ini в папку проекта. Все. Да, avrdude.ini можно просто таскать из проекта в проект, если работате с одинаковыми платами/программаторами. Просто скопируйте его в папку нового проекта и можно ничего не настраивать вообще. Ах да, чуть на забыл, в Code:Blocks я выбрал GNU AVR GCC Compiler и указал только папку к AVR Tools. А проект настроил вот так:

Тогда компилятор создает файл .elf.hex, который мы и прошиваем. Если у вас по-другому, измените второй параметр, передаваемый в AVRDudeR, чтобы он передавал имя файла прошивки. Надеюсь, кому-то это сбережет нервы, повысит производительность и позволит сосредоточиться на собственно работе над идеей, а не возиться с кучей приблуд при каждой компиляции и заливке проекта. Если утилита окажется полезной, пользуйтесь на здоровье.