Фотостатьи
Миф о Зеркалке Печать
05.11.2008 00:14

«Нужна ли мне зеркалка?»

Обычно я отвечаю так: «раз ты задаешь мне этот вопрос, значит, точно не нужна!».

И на то есть простая причина – тот, кто задает этот вопрос, не знает, чем конкретно зеркалка отличается от других видов фотокамер и как воспользоваться ее преимуществами. Использовать ее возможности вероятнее всего не сможет, а значит...  она ему не нужна! А тот, кто знает об этих отличиях достаточно, очевидно, может ответить на вопрос самостоятельно.
Остается вопрос – чем же все-таки они отличаются от прочих камер и так ли уж нужны нам эти возможности зеркалок? Попробуем разобраться?
Nikon D300Существует устойчивое мнение, что Цифровые Однообъективые Зеркальные Камеры (DSLR), проще говоря Зеркалки во всех отношениях превосходят компактные камеры (компакты), но при этом тяжелые, дорогие и сложные в управлении. В общем - не для любителя они. Если мы снимаем вечеринки, осенние листики-цветочки, картинки на память в путешествиях и на прогулке, профессионально фотографией не занимаемся, то вроде бы как нам зеркалка и не нужна. Но вот незадача – качество фотографий имеющегося компакта нас перестало удовлетворять, а приятель жужжит, что качественно можно снимать только зеркалкой и все эти компакты – полная ерунда… а красивых фотографий хочется, и вообще, зеркалка – это круто, ими все профессионалы снимают – вон у них какие фотографии в интернет - галереях.
Фотографий красивых, конечно, хочется, но обязательно ли тратиться на зеркалку или можно обойтись хорошим (дорогим) компактом?! Ответ на этот вопрос находится за новым вопросом Smile: что нас не устраивает в фотографировании компактом:

Примерно так обычно жалуются на компакты.

Что из этих проблем действительно под силу лишь зеркалке? Сейчас разберемся.

Размытые снимки

Это самая частая жалоба на ВСЕ камеры вообще. Будет ли зеркалка спасением от этой проблемы? Чаще всего нет. Почему? Для ответа на этот вопрос нам нужно понимать причины возникновения нечетких снимков. Причин этому явлению крайне много, но наиболее часто встречаемые:

  • низкое качество оптики
  • неуверенная работа автомата фокусировки
  • и банальное дрожание рук

Thumbnail imageThumbnail imageThumbnail image

3 Различных причины размытых снимков

И из всего этого только автофокусировка на зеркальных камерах имеет принципиально другой механизм и работает существенно быстрее и надежнее, чем в компактах. Все остальное можно решить приобретением качественной компакт-камеры. Компакт–камеры верхнего ценового диапазона нередко снабжают вполне приличного качества оптикой, позволяющей получать резкие, четкие снимки. Ну а дрожание рук от типа камеры никак не зависит. Smile

 

T7 Macro

Макроснимок компактной камерой Sony DSC-T7

Как справедливо заметила читательница первой версии статьи, оптика бывает не только некачественной, но и банально грязной! Прогуливаясь по улицам города в непогожий денек весьма легко получить брызги на переднюю линзу объектива, и подумайте, куда легче попасть пальцем по неосторожности или схватить брызги - в крошечный "дверной глазок" компактной камеры или в немалую переднюю линзу типичного объектива зеркалки? Защитные фильтры за крайне редким (и дорогим!) исключением тоже не выход, а чаще наоборот - просветленную оптику крайне трудно оттереть не повредив и при этом не оставив на ней разводов.

Зерно или шум на вечерних снимках

Это, пожалуй единственный пункт, который вне всякого сомнения позволяет зеркальным камерам уверенно лидировать по качеству изображения. Цифровые фотокамеры регистрируют свет, попадающий на светочувствительную матрицу, и при недостатке освещения сигнал с матрицы приходится усиливать, чтобы получить снимок. Ничто в мире несовершенно, и матрицы несовершенны, поэтому кроме падающего на них света регистрируют они и собственные шумы. При усилении эти шумы становятся заметнее на фоне изображения, а поскольку шумы имеют случайный характер, то на изображении появляется «песочек» или цветные разводы. В принципе, все матрицы одного поколения имеют примерно одинаковые собственные шумы. Но вот уровень полезного сигнала, который получится под воздействием падющего света и сформирует изображение, напрямую зависит от размеров матрицы. Вернее зависит он от размеров светочувствительных ячеек из которых состоит матрица. Чем крупнее эти элементы, тем больше они накопят света, формирующего снимок, полезный сигнал будет сильнее, а значит менее заметны будут на его фоне собственные шумы матрицы. Вот поэтому-то крупные матрицы дают более "чистое" изображение с плавными переходами полутонов, чем маленькие.

Thumbnail imageThumbnail image

Шумы/зернистость в вечернее время

Но и тут не все так просто! Smile Существуют незеркальные камеры, с точно такой же матрицей, как у зеркалок! Примером тому являются Sony DSC-R1 (снятая, правда с производства), Panasonic Lumix DMC-G1, Samsung NX...

Так что критерием тут является не "зеркальность" а простой физический размер матрицы и ее разрешение. Чем больше матрица и меньше разрешение, тем при прочих равных условиях меньше будет шум.

Скорость работы

Быстродействие работы камеры можно разделить на несколько происходящих друг за другом отдельных моментов:

  • Кадрирование и зуммирование
  • Фокусировка
  • Собственно съемка

Кадрирование - это процесс поиска в видоискателе или на экранчике камеры объекта, который мы пытаемся снять. В компактах этот процесс зависит от того, как быстро обновляет камера изображение и может происходить с задержкой, но на всех современных компактах работает сравнительно быстро.
Зеркальные камеры имеют оптический видоискатель, что, несомененно, избавляет от задержек, но может иметь свои неудобства.

Фокусировка - это процесс наведения объектива камеры на резкость в выбранной для съемки точке. Почти все современные камеры имеют функцию автофокусировки и некоторые позволяют делать это вручную. Здесь зеркалки далеко впереди - они используют совершенно отличный от компактов механизм фокусировки, основанный на разности фаз, что происходит гораздо быстрее и увереннее, чем контрастная фокусировка компактов.

Съемка - после нажатия на спуск происходит некоторое время, прежде чем камера действительно сделает снимок. Для зеркальных камер эта задержка крайне мала, практически незаметна, а вот для компактов она может быть настолько существенной, что объект съемки успеет улизнуть из кадра!
Объясняется это тем, что компактная камера прежде чем сделать снимок должна закрыть затвор, очистить матрицу от изображения, которое она демонстрировала для того, чтобы вы скадрировали снимок и камера могла сфокусироваться, и только затем она может выполнить снимок. Зеркальная же камера не использует матрицу ни для фокусировки ни для кадрирования, поэтому матрица всегда в полной боевой готовности к снимку. Ну и процессоры в них обычно побыстрее ставят.

Итак, по ВСЕМ параметрам скорости работы зеркальные камеры безусловно выигрывают у компактных. Вопросы удобства мы оставим пока в стороне.

Резкость по полю кадра

Обычно не все объекты в кадре получаются одинаково резкими. Например, лицо друга или подруги почему-то размыто, а их вытянутая вперед рука получилась отлично. Камера выбрала для фокусировки самый близкий объект - руку и сфокусировалась на ней. Пользователям это не всегда нравится. Оставим в стороне тот момент, что управление резкостью - это основной инструмент придания фотографии выразительности Smile.

Если рассмотреть причины такой ситуации, то в основном это будут недостаточная глубина резкости или банальная ошибка фокусировки.

Если в зону резкости не попало все, что вы хотите видеть резким на снимке, то зеркалка лишь ухудшит положение - глубина резкости (ГРИП) у нее при прочих равных условиях существенно меньше, чем у компакта!

На примере хорошо видно, что если сфокусировать камеру на мордочку собаки, то компакт Sony T7 даст резкое изображение почти по всему кадру. Наведя курсор мыши, вы увидите, что ближняя лапа собаки и фонарик, стоящий за ней, на зеркальном Nikon  D70s уже не в фокусе (даже при том, что диафрагма прикрыта сильнее).

T7 vs D70s
Пример ГРИП зеркальной и компактной камер:
снимок Sony T7, сравните с Nikon D70s наведя курсор
T7r1 T7r2 T7r3

Если же вместо лица друга оказалась резкой стена за его спиной или протянутая к вам ладонь, то зачастую эта проблема решается самостоятельным выбором точки фокусировки в камере и внимательным наведением ее на желаемый объект съемки. В общем и целом в этом случае зеркалка тоже ничего существенно не изменит, т.к. определять что именно вы хотели поймать в фокус не умеет ни один вид камер. Smile В этом смысле современные компакты даже чаще угадывают пожелания фотографа, т.к. настроены распознавать улыбки, лица и тому подобные часто встречающиеся сюжеты и объекты на них.

Цветопередача

Глядя на снимки, сделанные профессионалами, цвета на своих начинают казаться блеклыми и ненатуральными. Разумеется, во всем виновата камера!

Но если вы недовольны цветами сейчас, то с покупкой зеркалки все станет намного хуже! А дело все в том, что снимок на выходе с матрицы на самом деле крайне невзрачный, слабоконтрастный и не слишком цветастый. Для того, чтобы цвета стали яркими и сочными, а света и тени были эффектно подчеркнуты на фотографии, мастера-фотографы пользуются накопленным опытом и массой ухищрений, включая немало рутинной работы по настройке камеры и доводке снимка до требуемого вида. Компактные камеры проделывают многое из этой работы автоматически, поэтому привыкшие к этому пользователи, снимая впервые зеркалкой бывают неприятно удивлены блеклостью снимков - такая камера оставляет на усмотрение фотографа всю работу по созданию выразительного изображения.

Thumbnail imageThumbnail imageThumbnail image

Цветопередача

Конечно, современные любительские зеркалки имеют массу настроек для начинающих, позволяющих сделать снимки ярче и интереснее, но это позволяет снимать в лучшем случае так же как и компактом  (а работы для этого требуется не в пример больше)! А часто и просто хуже, потому что зеркальные камеры априори более бережно относятся к изображению и как результат не применяют слишком сильных цифровых эффектов, которыми не гнушаются компактные камеры. Но мы уже привыкли видеть яркие сочные снимки (в случае удачи) на компактах, поэтому зеркалка заставляет учиться снова и делать гораздо больше работы по доведению снимков "до ума". Именно поэтому у неопытного пользователя снимок компакт-камерой получится гораздо лучше, чем зеркалкой.

Если подвести итог, то да зеркальные камеры действительно имеют определенные преимущества перед компактными. В частности они:

  • Быстрее
  • Обычно менее шумные при слабом освещении

Если это не те причины, по которым вы недовольны своими снимками, то зеркальная камере не решит ваших пролем и тратиться на нее нет никакого смысла!

Разумеется, есть и другие причины, по которым приобретение зеркалки может быть необходимо, но надеяться, что с приобретением зеркальной камеры  ваши снимки обязательно тотчас же станут лучше, явно не стоит.